Как облачные технологии решают задачи бизнеса и госструктур, и почему за облаками будущее

чт, 25 ноя. 09:29


Источник www.primamedia.ru

За ответами на эти вопросы редакция обратилась к компании "МегаФон"
Тематическое фото. Фото: ИА PrimaMedia

Телеком-операторы отмечают возросший интерес к облачным технологиям на Дальнем Востоке. Отечественный бизнес и государственные структуры сейчас проходят этап масштабной цифровизации. Почему предприниматели переводят свои бизнес-процессы в облака, и какие отрасли в регионе сегодня наиболее цифровизованы? За ответами на эти вопросы редакция обратилась к компании "МегаФон" — телеком-оператору, который имеет мощный ЦОД в Хабаровске, и оказывает облачные услуги бизнес-клиентам. 

Будущее — за облаками

Интерес корпоративных и государственных структур к облачным технологиям растёт в России и на Дальнем Востоке. По данным IDC Russia Cloud Services Market Forecast, в 2020 году российский рынок облачных услуг вырос на 29,9% относительно 2019 года, а его объем достиг рекордного показателя 1,21 млрд долларов США. В 2021 году ожидается рост на уровне 30%. 

Международное консалтинговое агентство Accenture в этом году провело опрос российских компаний и выяснило, что более 40% респондентов используют облака для работы CRM, ERP, платежных шлюзов, BI и ПО для закупок. Российский рынок IaaS/PaaS составил, по оценке J"son & Partners Consulting, 15,8 млрд рублей в 2020 году, увеличившись на 33% по отношению к 2019 году.

Среди потребителей облаков — компании из промышленного, финансового сектора, ритейла, логистики, телекоммуникаций и других отраслей. Причем облачные сервисы широко востребованы как малым, так и крупным бизнесом.

Эксперты выделяют несколько причин такой ускоренной цифровизации. 

Во-первых, облачные сервисы позволяют эффективно построить процесс дистанционной работы, а в пандемию многим компаниям пришлось перейти на "удалёнку". 

Во-вторых, в медиапространстве появляется всё больше информации о преимуществах облачных технологий. Из категории непонятной экзотики они уверенно переходят в категорию "маст-хэв".

В-третьих, с начала 2021 года цены на компьютерную технику выросли минимум вдвое, видеокарты подорожали в несколько раз.

Содержать собственную ИТ-инфраструктуру становится всё затратнее, а с облаком можно сэкономить на "железе" и техподдержке. Покупать лицензии на софт тоже не надо. Используя сервер телеком-оператора, сотрудники предприятия могут работать с простого ноутбука или даже смартфона из любой точки мира. Цифровые технологии позволяют, например, масштабировать продажи через сайты и приложения без закупки дополнительного оборудования. 

В-четвёртых, облачные сервисы от надёжного поставщика могут решать вопросы безопасности информации, помогают предотвратить утечку и потерю данных, исключить сбои системы, как за счет безопасного хранения, так и горячего резервирования.

Более 70% респондентов, опрошенных Accenture, отмечают, что использование облаков положительно влияет на бизнес их компании, эффективность труда сотрудников и характер работы.

Что касается госсегмента, то национальный проект "Цифровая экономика" ставит своей задачей как можно быстрее оцифровать государственные услуги. 

"Облачные решения востребованы во всех сферах, где присутствует ИТ инфраструктура, начиная от мелкой розницы и заканчивая крупными промышленностью. Но главные потребители — государственные структуры, розничная торговля и промышленные предприятия. С помощью облаков можно сократить операционные затраты на развитие ИТ-инфраструктуры — это, наверное, самый важный фактор в условиях пандемии, когда бизнес по максимуму стремится оптимизировать свои расходы. Во-вторых, облака дают надёжность и отказоустойчивость, так как эти технологии подразумевают ещё и резервирование, а наши ЦОДы, где расположены серверы, отвечают самым высоким стандартам", — комментирует директор по развитию корпоративного бизнеса Региона Дальний Восток и Сибирь ПАО "МегаФон" Артем Базыль.

Что нам стоит ЦОД построить

Компании могут переводить в облако какую-то часть софта, например, отдельные приложения, сайты, или всю текущую ИТ-инфраструктуру. Растёт популярность аутсорсинга, когда администрированием в облаке занимается не штатный ИТ-специалист заказчика, а телеком-оператор. Обычно на консультации решается, какой именно софт целесообразно оцифровать. 

Чтобы обеспечить растущий спрос на облачные технологии, по всей России строятся центры обработки данных или так называемые ЦОДы. ЦОД — это специализированное здание или помещение, в котором компания размещает серверное и сетевое оборудование с последующим подключением клиентов к сети интернет. Иными словами, это и есть тот самый супермощный сервер, где хранится информация.

Однако до сих пор на Дальнем Востоке существует дефицит вычислительных мощностей. 90% всех российских ЦОДов находится в Москве. Между тем, с точки зрения обеспечения надежности хранения данных, скорости передачи информации, бесперебойного интернет-соединения важно, чтобы ЦОД не был на значительном удалении от клиента. Задержка сигнала между Владивостоком и Москвой составляет в среднем 115 мс. В ряде случаев это может быть критично.

Обеспечить максимально быстрый сигнал в Сибири и на Дальнем Востоке компании "МегаФон" помогают собственные ЦОДы в Новосибирске и Хабаровске общей площадью почти 4 тысячи квадратных метров. Всего у телеком-оператора 18 ЦОДов в России. Более того, чтобы удовлетворить растущий спрос, компания расширила ресурсы ЦОДа, используемые под "МегаФон Облако" и запустила услугу "Виртуальный ЦОД". Для заказчиков это возможность с помощью облака самостоятельно управлять ресурсами обработки и хранения данных, сетевыми и другими вычислительными ресурсами по модели IaaS (Infrastructure as a Service или "Инфраструктура как услуга"). Пользователям сервиса доступен выбор систем виртуализации, различных параметров виртуальных машин, ограничений потребляемых ресурсов и прочих настроек. Инфраструктура cloud-площадки соответствует 3 и 4 классам защищённости персональных данных и в полной мере отвечает требованиям Федерального закона № 152-ФЗ "О персональных данных".

"Есть ряд задач, очень важных для бизнеса, когда большую роль играет отклик системы — так называемый пинг. Это время, необходимое запросу для преодоления пути к другому компьютеру и обратно. Благодаря тому, что наша компания разместила ЦОДы в Новосибирске и Хабаровске, удалось существенно снизить этот самый отклик и в разы увеличить скорость взаимодействия клиента с ЦОДом. Если клиент посылает запрос на облачный сервер из Владивостока в Москву, это займёт 150-160 миллисекунд, ответ вернётся через 300-370 миллисекунд. Если же ЦОД находится в соседнем регионе, например, в Хабаровске, запрос поступит туда всего через 20 миллисекунд, а ответ придёт через 40 миллисекунд", — рассказывает Артём Базыль.

Подробно о кейсах

Разберём возможности облаков на примере конкретных кейсов. 

Так, на Дальнем Востоке облачные решения внедрил федеральный интернет-провайдер R-LINE (Иркутск). 

У компании отсутствовала площадка для аварийного восстановления системы биллинга. Чтобы закрыть вопрос с резервированием, было выбрано решение по использованию площадки "МегаФон Облако" (6+). А именно — в наиболее подходящем формате Disaster Recovery поднять ВМ на стороне поставщика услуги и сделать синхронизацию онлайн системы биллинга.

Описание решения: заказчик использует площадку "МегаФон Облако" как резервную для своей биллинг— системы на случай, если произойдет форс-мажор на локальной площадке. Тем самым он получает катастрофоустойчивость, уровень сервиса 24/7, а также нивелирует риски, связанные с выключением биллинга, и защищает себя от негатива со стороны абонентов.

Эксперт по продажам облачных технологий компании "МегаФон" Артём Нестеров объясняет, что в данном случае решить вопрос своими силами заказчику было бы сложно. Делать резервирование на собственной локальной площадке нецелесообразно, так как, например, из-за отключения электроэнергии или каких-то других проблем может выключиться и резервный сервер. А размещать его удалённо — это значит платить за помещение, электричество и поддержку, что в конечном итоге может стоить намного дороже облака.

"Мы не просто поместили данные заказчика в облако на хранение, а организовали так называемое горячее резервирование и получили две одновременно работающие "машинки". Одна — на территории клиента, другая на нашей стороне. То есть биллинговая система полностью дублируется, и если на локальной площадке возникает какая-то проблема, наш сервер в облаке подхватывает все процессы, обеспечивая бесшовный переход. Таким образом, бизнес заказчика может быть надёжно защищён", — рассказал Артём Нестеров. 

"Причём горячее резервирование может использоваться и в других отраслях — например, в розничной торговле. Крупные ритейлеры резервируют систему 1С в облаке, чтобы кассовое оборудование работало без перебоев",— добавляет собеседник агентства. 

Ещё один кейс — акционерного общества "Корпорация развития Дальнего Востока" (КРДВ). На Дальнем Востоке КРДВ является управляющей компанией территорий опережающего развития и свободного порта Владивосток, в том числе выступает застройщиком инфраструктуры ТОРов. 

Компания "МегаФон" победила в конкурсе на предоставление корпорации облачных сервисов. Была выбрана система IaaS для размещения корпоративного сайта и работы внутренних ресурсов компании. Также "МегаФон" предоставил КРДВ платформу для облачного размещения бизнеса — услугу "Деловое облако". Решение создано на базе Mail.ru Cloud Solutions и включает в себя комплекс сервисов: виртуальные платформы, облачные хранилища, базы данных, графические карты и сервисы для анализа больших данных.

Время возможностей

Артём Нестеров отмечает, что популярность облачных технологий растёт с каждым годом. Особенно активно "прокладывают дорогу в облака" ритейл, e-commerce, промышленные, логистические предприятия и микрофинансовые организации. 

"Например, большим спросом пользуются облачные сервисы для высоконагруженных приложений. Это мобильные приложения или интернет-магазины с личными кабинетами покупателей. Перенос их в облако даёт возможность масштабирования, чтобы вне зависимости от количества запросов система работала без сбоев. Допустим, в "чёрную пятницу" облако позволяет справиться даже с очень высокой нагрузкой и не потерять продажи. Кроме того, облака используют для тестовых сред — разрабатывают и тестируют в облаке свои сервисы и запускают их в продакшн", — рассказывает Артём Нестеров. 

Отрасли, где также используются облачные сервисы "МегаФона" на Дальнем Востоке:

Продуктовый и непродуктовый ритейл, как оптовый, так и розничный (Амурская область, Хабаровский край) Тепличное хозяйство (Амурская область) Котельная (Амурская область) Строительство (Хабаровский край) Туризм (Иркутская область) Горнодобывающая промышленность (Забайкалье) Производство кирпича (Амурская область)

Опытом по использованию облачных сервисов делится директор по продажам ООО "Миртек" во Владивостоке Вадим Кубышкин: "Мы используем облако как сервер для оборудования. Компания "Миртек" производит интеллектуальные электросчетчики, и очень много приборов завязаны на GPS и GPRS каналы. Это передача данных через сим-карты, через сотовые вышки. Соответственно, нам нужны промежуточные серверы, чтобы хранить данные и передавать их на пульт операторов, которые снимают показания с приборов учёта. Поэтому мы пользуемся услугами МегаФон".

Один из лидеров мясоперерабатывающей промышленности Бурятии "БурятМясПром" тоже оценил преимущества облачных сервисов. "В облаке мы используем программу 1С (6+). Это очень удобно для компании и сотрудников", — рассказал директор ИТ подразделения компании Игорь Старицын. Такое решение подходит для организаций с повышенными требованиями к производительности 1С, отказоустойчивости и масштабированию. Благодаря облаку они получают выделенный кластер с высокопроизводительными процессорами и хранилищем.

К 2025-му году аналитики прогнозируют более чем двукратный рост рынка облачных технологий на глобальном рынке — до $832,2 млрд при среднегодовом темпе роста 17,5%. Почти половина компаний в мире намерены наращивать инвестиции в цифровизацию бизнеса, отмечают в IDC.

Российский рынок в роли догоняющего 

"Наше бизнес-сообщество достаточно консервативно. Но облачные технологии развиваются ускоренными темпами, появляется всё больше информации о преимуществах, которые они дают, в том числе и наши клиенты на вебинарах делятся своим положительным опытом. Поэтому формируется более лояльное восприятие цифровизации — при переговорах клиенты уже владеют информацией и понимают, как облачные сервисы могут помочь их бизнесу", — говорит Артём Нестеров.

Отметим, опрос Accenture показал, что 96% российских компаний, внедривших облачные технологии, уже сократили затраты на ИТ. В среднем показатель сокращения затрат составил 7,9%. При этом 83% респондентов считают облака компонентом гибкости и расширенных возможностей, а 73% полагают, что cloud-технологии помогают снижать риски и преодолевать неопределенности на рынке.