Наш ресурс не нефть, а культурное наследие - эксперты о том, как культура может помочь экономике

пт, 11 июн. 17:37


Источник www.primamedia.ru

Совместная секция ИА PrimaMedia и Музея истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева состоялась на площадке Дальневосточного Медиасаммита
Дискуссия "Экономика и культура: кто на кого влияет". Фото: ИА PrimaMedia

Может ли грамотное использование культурного наследия повлиять на комплексное развитие территории, какие структуры и группы общества должны быть задействованы в этом процессе, в чем секрет успешной реализации крупных культурных проектов в России и за рубежом. Эти и другие вопросы эксперты обсудили в рамках дискуссии "Экономика и культура: кто на кого влияет", состоявшейся на полях Дальневосточного МедиаСаммита.

В дискуссии приняли участие замдекана факультета управления социокультурными проектами Московской высшей школы социальных и экономических наук, MA in Cultural Management, руководитель исследования, посвященного влиянию сферы культуры на регион Ольга Карпова; генеральный директор Автономная некоммерческая организация Коломенский центр развития познавательного туризма "Коломенский посад", социальный предприниматель Наталья Никитина; исполнительный директор Ассоциации менеджеров культуры, директор Фонда развития Брестской крепости Инна Прилежаева; независимый эксперт в области музейного и библиотечного развития, член Президиума НП "Автоматизация деятельности музеев и информационные технологии", преподаватель Президентской программы по повышению квалификации в области культуры РАНХиГС, член экспертного совета Благотворительного фонда Михаила Прохорова Ольга Синицына; директор Приморской картинной галереи Алена Даценко.



Дискуссия "Экономика и культура: кто на кого влияет". Фото: ИА PrimaMedia

Модератором дискуссии выступил директор Музея истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева и ГМЗ "Владивостокская крепость" Виктор Шалай. В своем вступительном слове он отметил, что во Владивостоке реализуется ряд крупных культурных проектов: музейно-театральный комплекс, Государственный музей-заповедник "Владивостокская крепость", кинофестиваль "Меридианы Тихого", Приморская сцена Мариинского театра и т.д. Однако, по мнению руководителя музея, эти проекты не рассматриваются в контексте комплексного экономического развития территории.

"Мне никогда не встречались программные документы, касающиеся регионального развития, в которых культура была бы прописана с точки зрения возможной пользы и конкретного эффекта, который она может принести. Это вызывает большой вопрос. Экономика и культура казалось бы относятся к разным сферам. Это такая реальность, в которой многое очевидно для одних и многое неочевидно для других. Мы, работая в культуре, видим ресурсность этой сферы. Мы начали этот диалог, чтобы прикладной эффект культуры был понятен абсолютно всем, в том числе и тем, кто может культурой интересоваться не только как зритель, но и как полноценный субъект экономической деятельности", — высказался Виктор Шалай.



Виктор Шалай. Фото: ИА PrimaMedia

Он предложил участникам дискуссии озвучить примеры успешных культурных проектов, кардинальным образом повлиявших на жизнь и развитие территорий. Эксперты обратили внимание на развитие Коломенского посада, где только за минувшие 12 лет число туристов увеличилось с 30 тысяч до 1,2 млн в год, эффект Пермской культурной революции, международный фестиваль ландшафтных объектов "Архстояние" в Калужской области, объединение музеев в центре Тулы, Куликово поле, культурные проекты в Елабуге, Казани, Свияже, Твери.

"Очень важна энергия с места. Потому что люди, которые пишут распоряжения и циркуляры, которые спускаются сверху, чиновники должны понимать, кто это будет реализовывать. То, что случилось в Коломне, это частная инициатива, это энергия от земли, поэтому это живет и развивается. Что касается треугольника "власть — бизнес — культура", мы бизнесовую часть сами для себя нарастили.

Та продукция, которая сейчас является брендом Московской области, позволяет нам самих себя содержать, развиваться и реинвестировать заработанные средства в новые объекты",

— поделилась опытом руководитель Коломенского центра развития познавательного туризма "Коломенский посад" Наталья Никитина.



Наталья Никитина. Фото: ИА PrimaMedia

Она добавила, что перенимать опыт Коломны приезжают люди из других небольших городов. Там, где угасли градообразующие предприятия, жители стали делать ставку на культурное наследие.

"Наш ресурс — это не газ и нефть, а культурное наследие. То, что находится у нас под ногами, история нашего места, является очень ценным и важным ресурсом. Первый раз я приехала во Владивосток, здесь два дня, я посмотрела на город и увидела, что его окружают уникальные сооружения (Владивостокская крепость). Эта уникальность может коренным образом изменить ситуацию в лучшую сторону. Уникальность, сила места — это здесь уже есть.

Это, конечно, огромный объем работы, которую Виктор Алексеевич дерзает взять на себя. Это определенная смелость. Уверена, что через 5-10 лет мы приедем в другой Владивосток, если музей будет правильно с этим работать", — подчеркнула Наталья Никитина.

Директор Фонда развития Брестской крепости Инна Прилежаева также согласилась, что на каждой территории важно наличие людей, способных увидеть культурное наследие как ресурс.

"Прорывные истории возникают там, где есть правильная кооперация с властями разных уровней. Наш последний проект с правительством Ярославской области — фестиваль велопутешествий. Для власти он был чисто экономическим, они решали типовую задачу и был правильно сформулирован запрос: что делать региону в низкий туристический сезон, как привлечь дополнительное внимание, особенно когда нет больших рекламных бюджетов. Фестиваль позволил на 20% повысить приток въездного туризма в область в низкий сезон", — сообщила Инна Прилежаева.



Инна Прилежаева. Фото: ИА PrimaMedia

Она предложила смотреть на развитие культурных проектов с точки зрения маркетинга — определять конкурентные преимущества, выявлять уникальные предложения и реализовывать их.

Замдекана факультета управления социокультурными проектами Московской высшей школы социальных и экономических наук Ольга Карпова отметила, что сфера коммерческой и массовой культуры отличается от деятельности по сохранению наследия, созданию продуктов высокой культуры и искусства.

"Когда мы говорим об экономике, мы говорим о большой системе, где игроки разного типа взаимосвязаны между собой. Да, культурные институции могут быть частью этой системы, но только частью. И сейчас они начинают действовать в предпринимательской логике. Не в логике чистого бизнеса, а именно предпринимательства, когда субъект начинает активизировать наследие и показывать, как оно может работать. Появляются новые технологии и подходы, которые бизнес очень быстро подхватывает в культуре. Последние два-три года инициативы, которые рождаются внутри культурных институций бюджетного сектора, подхватываются бизнесом. Примеры — образовательные проекты, городские пешеходные экскурсии и т.д.", — отметила Ольга Карпова.



Ольга Карпова. Фото: ИА PrimaMedia

Международный эксперт в области музейного и библиотечного дела Ольга Синицына в своем выступлении также подчеркнула, что в течение длительного времени культура в общественном сознании укоренялась как сфера развлечений и не рассматривалась всерьез. В связи с этим сейчас культура идет "где-то после спорта", на последнем месте, а ее роль в развитии территории и общества недооценена.

"В этом треугольнике "власть-бизнес-культура" не хватает четвертого игрока — общества. Людей, местных жителей, которые с одной стороны оказываются причастными к культуре как к сфере жизни, с другой стороны, они имеют отношение и к представителям власти и бизнеса. Они оказываются важными игроками, вовлеченными и субъектами, и объектами культурной политики. Это то, понимания важности чего категорически не хватает даже в тех географических точках, которые мы назвали в начале разговора.

Как правило просто есть культурная политика региона, которая исполняется. Часто это счастливое стечение обстоятельств, людей, места, идей, импульсов, правильных решений. Но культурной политики как осознанного, сформулированного, стратегического направления развития, где культура играет решающую роль на развитие экономики, я, честно говоря, не встречала", — отметила Ольга Синицына.



Дискуссия "Экономика и культура: кто на кого влияет". Фото: ИА PrimaMedia

Директор Приморской картинной галереи Алена Даценко также прокомментировала проблему отсутствия "культурной политики" в Приморском крае.

"Пока у власти не будет понимания развития культуры региона, это всегда будет противостояние. Вопрос выживания тех, кто постоянно пытается доказать, что ему нужные какие-то вещи для развития. Власть должна понять, что культура первична, а не на десятом месте. Все аналитические справки, все материалы по Владивостоку и Приморскому краю начинаются с экономики. Культура там как правило либо вообще не звучит, либо на самом последнем месте", — высказалась Алена Даценко.



Алена Даценко. Фото: ИА PrimaMedia

В целом же эксперты сошлись во мнении, что культура может быть "двигателем прогресса" прежде всего в том, что заставляет каждого члена общества развиваться, стремиться к самопознанию и как следствие — самореализации.

"Если мы говорим о том, что мы хотим построить умную экономику, умные города, умное государство, то без умных людей не обойтись, а культура как раз пытается помочь человеку осознать себя, понять, кто он есть на самом деле, как отдельная единица от общества, личность. Учреждения культуры — это такие места, где такая самоидентификация происходит.  Осознав себя, человек сможет себя реализовать. Архаичное сознание не может создавать модернизационную экономику", — заключила Ольга Синицына.