Финпросвет: зачем студенты ДВФУ учат школьников из отдаленных сел финансовой грамотности

вт, 04 май. 15:58


Источник www.primamedia.ru

И как им удалось заинтересовать своим проектом госкорпорацию ВЭБ.РФ
Команда финансовых волонтеров. Фото: Предоставлено РАНХиГС

Финансовое волонтерство как часть программы по повышению финансовой грамотности возникло в России сравнительно недавно. К примеру, образованная Центробанком РФ и другими фининститутами Ассоциация развития финансовой грамотности начала регистрировать добровольных популяризаторов в конце 2019 года. Но идея повышать культуру обращения россиян с деньгами быстро нашла отклик в разных регионах страны. Одним из стимулов выступила пандемия коронавируса. 

Команды финансовых волонтеров возникали на самых разных площадках: при общественных организациях, школах и вузах. Один из последних примеров — команда студентов Дальневосточного федерального университета (ДВФУ), которые создали проект по повышению финансовой грамотности школьников из отдаленных районов Приморского края. Он существует меньше года, но уже успел заинтересовать главный российский институт развития — ВЭБ.РФ. Госкорпорация присудила приморским студентам первое место в номинации "Лучший проект социального воздействия" в рамках Всероссийского акселератора социальных инициатив RAISE (6+), организованного РАНХиГС. 

"Проекты социального воздействия — это новый финансовый инструмент, подразумевающий соглашение между государством и инвестором о реализации проекта, где оплата организатору осуществляется только после достижения определённого социального эффекта. Приятно отметить, что студенческие команды ведущих вузов страны участвуют в нашей специальной номинации, предлагая свои идеи проектов социального воздействия", — прокомментировал итоги отбора победителей управляющий директор ВЭБ.РФ Михаил Алашкевич.

Идея учить финансовой грамотности детей из отдаленных школ возникла сама собой, когда студенты побывали в селах Приморского края, рассказывает руководитель Центра компетенций финансовой грамотности ДВФУ, доцент кафедры "Финансы и кредит" Школы экономики и менеджмента Людмила Васюкова.

"То, что мы там увидели нас побудило сформулировать для себя задачу: мы будем работать с ребятами из школ в отдаленных районах. А в Приморском крае все районы — отдаленные. Вы проезжаете 200 километров, и нет по пути ни одного населенного пункта. Но и в таких деревнях живут наши российские дети", — поясняет она. 

Виолетта Ярославцева — руководитель этого социального студенческого проекта. Она говорит, что представления волонтеров о том, кого они будут учить финансовой грамотности, оказались в корне неверными. 

"Эти ребята, в отличие от городских, знают цену деньгам. И многие из них уже сейчас работают, ведут хозяйство, помогают родителям. Они не понаслышке знают, как тяжело даются эти деньги. В отличие от ребят, живущих в поселках городского типа или крупных селах, у них вообще нет понимания того, что можно поступить в университет и получить высшее образование. Очень многие из них максимум идут в техникумы", — вспоминает Виолетта. 

Такая картина волонтеров только воодушевила. Они разработали уроки по пяти темам: финансовому планированию, финансовому мошенничеству, страхованию для супергероев, первым инвестициям и экономическому кризису. Формат преподавания — современный. Информация подается преимущественно через диалоги, кейсы или игровые практики. 

"К примеру, "страхование для супергероев" — почти полностью состоит из игропрактики, — продолжает руководитель проекта. — На примере сюжетов из DC и Marvel (известные американские компании-издатели комиксов, фильмов, игр и другой продукции — прим. Авт.), где титан Танос хочет украсть камень, мы должны оценить, сколько камень стоит и какова вероятность, что его украдут. Таким образом мы хотим показать наглядно, как страховщики оценивают стоимость объекта и из чего формируется сделка. Также мы показываем ребятам, как пошагово составлять финансовые цели, обсуждаем с ними их цели и оцениваем реалистичность каждой".

Со своими уроками волонтеры проехали почти четыре тысячи километров и посетили школы восьми населенных пунктов. То, с какой радостью школьники вовлекались в процесс обучения, заряжало финансовых просветителей энергией и новыми идеями.  

"Мы сделали онлайн-марафон (6+), где ребята не только слушали мастер-классы и лекции, но могли делать и домашние задания. И мы могли видеть, как изменился их уровень от самого первого до последнего мастер-класса. Потом мы договорились провести школу финансовых волонтеров и позвали ребят из нескольких деревень. 36 человек приехали. Они у нас три дня проходили курсы по формированию софт-скиллз, ораторского искусства, навыков презентации. Они уезжали к себе домой более подготовленными и говорили, что хотят у себя в школах сами проводить уроки, не хотят останавливаться и обязательно приедут на нашу олимпиаду по финансовой грамотности (6+). Притом, что до этого школьники никогда ничего подобного не делали. Я считаю, что это наша маленькая победа", — делится радостью Виолетта. 

По ее словам, дети, которые раньше не рассчитывали на что-то, кроме техникума, теперь хотят поступить в ДВФУ.

"Они говорили после школы, что им очень понравилось. Что ДВФУ оказывается реален, досягаем, что здесь можно все посмотреть и потрогать. Задавали вопросы про баллы, про ЕГЭ, про целевое обучение", — говорит руководитель проекта. 

После того, как идея приморских студентов с подачи ВЭБ.РФ вышла на федеральный уровень, ребята задумались о масштабировании проекта.

"Как я это вижу, это точно упаковка и масштабирование школ финансовых волонтеров по регионам. Чтобы ребята сами обучались и могли обучать других на местах. Это первое. Второе — мы проводим осенью олимпиаду по финансовой грамотности. Если все сложится удачно, хорошо было бы ее закрепить в других регионах", — перечисляет Виолетта. 

Еще одно — проведение летней школы финансовых волонтеров, добавляет Людмила Васюкова. По ее словам, проект разместили на краудфандинговой платформе, сбор денег уже активно ведется.

"Мы постараемся собрать как можно больше ребят, которым мы можем помочь сориентироваться в этой жизни, поставить себе амбициозные цели и задачи", — добавляет руководитель Центра компетенций финансовой грамотности ДВФУ.