В Крыму и Севастополе решили развивать халяльный туризм

чт, 15 окт. 17:11


Просмотров: 37

Источник www.primamedia.ru

Эксклюзивный туристический продукт, который почти невозможно повторить Общество 15 октября, 17:11 Слушать
Елена Одарюк с сертификатом халяль. Фото: Из архива Елены Одарюк

— Что такое халяльный туризм? Чем он отличается от обычного? 

— Халяльный туризм отличается от обычного ровно настолько, насколько отличается вообще обычный образ жизни от образа жизни, который ведут в соответствии с нормами и требованиями стандартов халяль. На сегодняшний день в России с 1 марта официально созданы признанные стандарты халяль. То есть вышел специальный документ, который о них рассказывает. Там есть обо всём понемножку. И о требованиях к туризму тоже. Стандарты халяль только начинают развиваться в России. В основном, в Татарстане. Там есть сертифицированные гостиницы по стандартам халяль, много кафе, ресторанов. У них даже есть сеть фастфуда наподобие "Макдональдса". Но нужно понимать, что в Татарстане примерно 50% населения исповедуют ислам. У нас в Крыму процент такого населения значительно меньше. Как говорит статистика, 13-15% по разным данным.

Когда я познакомилась с экспертом по стандартам халяль при духовном управлении мусульман Крыма и Севастополя, у них на тот момент была только одна гостиница, которая подалась на сертификацию. Я предложила для сертификации автобусный экскурсионный тур по Крыму. Встал вопрос с объектом размещения и с питанием. После нескольких поездок мы нашли тот объект, который, в принципе, соответствует стандартам халяль. С этим объектом размещения всё просто, потому что он принадлежит одной из крупных общественных организаций Татарстана. И половина коллектива у них привезена из Республики Татарстан. Поэтому там вопросов было очень мало. Есть понимание, чем номер для людей, исповедующих ислам или живущих по стандартам халяль, должен отличаться от обычного номера.

— Получается, что суть халяльного туризма — соблюдение стандартов размещения и питания? 

— Да. Но если мы говорим полностью о том турпродукте, который у нас прошёл сертификацию, полностью автобусный тур, то там должны быть некие условия соблюдены и в самом автобусе. И мы работали по вопросу того, кто должен работать, то есть какие водители, экскурсоводы. О чём должны рассказывать, о чём им запрещено рассказывать, каким должен быть внешний вид экскурсовода. Какая рассадка в автобусе. Есть стандарты. Мы знаем, что у нас всё-таки смягчённый халяль, а вот во многих арабских странах более жёсткие условия.



Елена Одарюк с представителями духовного управления мусульман Крыма и Севастополя и с руководством общества казанских татар и башкир в Севастополе. Фото: Из архива Елены Одарюк

— Что должно быть в номере? И чего не должно быть? 

— Что должно быть обязательно? Санузел: там обязательно должны быть созданы условия для соблюдения гигиенических норм людьми, исповедующими ислам. Если есть технические возможности изменить, то уже современная техника ставится, специальная для совершения процедур омовения. Если же такой возможности нет, то, как минимум, хотя бы в санузле должен стоять специальный кувшин, предназначенный для этих целей. 

В самой комнате должны отсутствовать картины с изображением людей и животных. Можно размещать пейзажи, природу, орнаменты. Но ни в коем случае никаких женщин там быть не должно. В каждом номере должен быть значок где-либо с указанием киблы, направления, куда каждый мусульманин должен совершать свою молитву, направления в сторону Каабы в Мекке. 

Рекомендовано, чтобы в каждом номере был коврик для совершения намаза, и, по возможности либо по запросу, уточняется наличие Корана. То есть если человек не взял свой Коран, то в номере должны быть Кораны, и они должны храниться и содержаться особым образом. 

В отелях должна быть в наличии молельная комната для совершения коллективного намаза. Но это только в тех отелях, которые проходили именно сертификацию как отель, работающий 100% по стандартам халяль. Такой есть в Москве и один — в Санкт-Петербурге. Даже в Татарстане такого отеля пока ещё нет, но, может быть, за два года что-то появилось. Я два года назад в Татарстане была, когда изучала этот вопрос.

Российские требования стандартов халяль гораздо мягче, чем во многих арабских странах. Есть и в арабских странах отели, где могут жить все, в том числе гости из-за рубежа, соблюдая определенные правила. Есть отели, исключительно предназначенные для мусульман, причем сильно верующих. Так там даже женский и мужской лифт присутствуют, когда женщины и мужчины не имеют права и возможности ехать в одном лифте. И в таком отеле разделено абсолютно всё. Если в наших отелях, которые решили работать с людьми, исповедующими ислам, есть бассейн, и у них просто вывешивается, что с 10 до 11 часов — женский час, с 11 до 12 — мужской час, а с 12 до 13 часов могут купаться все вместе. В отелях, где жёстко соблюдаются требования, там всё по-другому. 



Сертификат халяль. Фото: Из архива Елены Одарюк

— Ещё расскажите по поводу питания. А также что не должны и могут говорить в автобусе?

 — Вопрос питания — самый первый вопрос. Люди, исповедующие ислам, не употребляют некоторые продукты. Второе касается алкоголя. Про наркотики мы вообще не говорим. В отеле, который себя позиционирует как отель, где применимы стандарты халяль, не должно быть алкоголя ни в каком виде: ни в мини-холодильниках, ни в минибарах — нигде. Да, бар быть может, но только лишь безалкогольный. 

Важно отсутствие азартных игр и развлечений, которые запрещены Кораном. Есть то, что называется харамом. Есть халяль — дозволенное, есть харам — запрещённое. Если в отеле есть бассейн, сауна, то рекомендуется раздельное посещение. Если есть открытая территория, спортивные площадки, то тоже чтобы они были загорожены, закрыты, и женщины могли бы пойти свободно поиграть в волейбол и чувствовать свободно, зная, что за ними не наблюдают все, кому не лень. 

Что касается автобусов, то, согласно стандартам халяль, в салоне не должно быть никакой атрибутики, даже похожей на исламскую. Мы прекрасно знаем, что все эти амулеты не приветствуются в исламе. Да, их делают, да, это популярно. Но не должно быть ничего. Заходя в автобус, мы не должны видеть, кто у нас водитель по вероисповеданию. Второе. В зависимости от того, какая у нас группа, мы обязаны предложить рассадку. Есть правила, и есть исключения из правил. Если у нас две больших семьи, то мы у них спрашиваем, как они займут места в автобусе. Если у нас едет смешанный коллектив, и есть незамужние, и неженатые, которые не являются родственниками женщинам, которые в автобусе, то тоже есть некоторые правила. Но здесь идёт согласование. Потому что есть рекомендации, а есть согласование с группой. В одном случае есть рекомендация, что женщины должны сидеть во второй половине автобуса и желательно ещё завесить их шторкой. На вопрос: "Почему так?" — говорят: "Ну, вот женщины пошли, погуляли, вспотели, так как на улице жарко. Они хотят снять, вытереть пот, поправить прическу. Чтобы никто, тем более водитель, не видел в зеркало, что они делают за этой шторочкой". Это с одной стороны. 

С другой стороны, если это семейные пары, если они являются родственниками между собой, то они могут сесть парами в любой части автобуса. Здесь мы конкретно под каждую группу, под каждый запрос работаем. Конечно, что касается экскурсионного рассказа, то мы не должны использовать оскорбительные слова. Мы должны владеть материалом по истории ислама, по исламским традициям в полной мере и в мере гораздо большей, нежели для работы просто со сборными группами. Поскольку тематика тура предполагает знакомство с исламскими святынями Крыма, с исламской частью истории Крыма, а у нас она достаточно богатая. Стоит вспомнить, что самая старая мечеть Крыма находится в городе Старый Крым, и она 1370 года постройки. То есть история ислама у нас действительно соответствует нескольким векам. Тексты должны соответствовать, быть правильными с точки зрения религии, канонов. Экскурсовод должен быть подготовлен, должен разбираться в истории исламской религии, пять столпов знать. Он должен знать основы исламской религии, исламских традиций, отличия их в Крыму от тех же традиций Татарстана. Даже у нас есть свои каноны, которые исторически сложились. То, что сложилось за 300 лет присутствия здесь Османской империи. В этом всём экскурсовод должен разбираться.

— А халяльный туризм напрямую связан с туром только по мусульманским местам? Может ли это быть обычный тур по всем известным местам Крыма? 

— У нас основная программа тура создана с учётом осмотра и по максимуму достопримечательностей, связанных с исламом, с историей Крыма. Плюс вторая часть — это объекты, которые каждый человек, приезжающий в Крым, в Севастополь, должен посетить. В том же Бахчисарае. Если люди хотят, они могут зайти в Успенский монастырь. Ведь Успенский монастырь в Бахчисарае — уникальный объект с исторической точки зрения. Даже есть отдельные истории, что некоторые крымские ханы посещали его. Поэтому здесь есть уже согласование конкретно с группой туристов, с их интересами. 

Если люди исповедуют ислам, то мы программу подправляем, изменяем, чтобы они в одной из мечетей могли посетить пятничную молитву. Почему бы и нет? Мы должны предоставить такую возможность. Если едут люди, которые не исповедуют ислам, но их устраивает тур, и они ведут здоровый образ жизни, и питание по стандартам халяль — это норма для них, то мы просто подправляем программу. Мы больше внимания уделяем общеисторическим объектам Крыма. Мы можем что-то добавить. Не хотят они, к примеру, смотреть нашу севастопольскую мечеть. Да, ей больше 100 лет, она пережила Великую Отечественную войну. Да, уникальна тем, что с одной стороны балки стоит мечеть, а с другой — православный храм. Но это Крым. Здесь всегда такого достаточно. Мы можем предложить вместо мечети посмотреть военно-исторический объект. Здесь идёт работа по каждой группе, по каждому заказу индивидуально.

— А какие объекты входят в мусульманский тур?

— Основным объектом в Симферополе является одна из старшейших мечетей Крыма — мечеть Джума-Джами, является духовным центром мусульман Крыма и Севастополя. Мечеть 1508 года постройки. Именно рядом с этой мечетью находится на сегодняшний день духовное управление мусульман Крыма и Севастополя. Сейчас идёт строительство новой большой соборной мечети в Симферополе. 

Потом мы, конечно же, посещаем Бахчисарай, посещаем ханский дворец, посещаем в нём ханскую мечеть, ханское ложе. И все имеют возможность осмотреть внутри дворца маленькую мечеть, в которой непосредственно совершали свои ежедневные молитвы крымские ханы. Плюс в Бахчисарае, если позволяет здоровье, можно подняться к пещерному городу Чуфут-Кале, посмотреть Успенский монастырь. Также мы осматриваем старое Зынджирлы-медресе, которое находится на территории старого города, который существовал до современного Бахчисарая. То есть он был в ущелье как раз-таки Марьям Дэрэ. И там находится старая Зынджирлы-медресе, тоже очень интересная. 



Зынджирлы-медресе. Фото: yablor.ru.jpg

В Евпатории — кладезь всего. Там находится пятничная соборная мечеть. Она построена в середине XVI века, в 1560-х годах. И проектировал её, и как гласит история, великий османский архитектор Хаджа Синан. Тот человек, которому принадлежит более 40 соборных мечетей на территории Османской империи. Это именно тот зодчий, который перестраивал Святую Софию в мечеть в Стамбуле. Если мы в Стамбул приезжаем, то всё, что в старом Стамбуле, большая часть мечетей, которую мы видим, это всё построено им. И наша мечеть спроектирована, её строил ученик Хаджи Синана.

Плюс в Евпатории находится один из уникальнейших объектов не только исламской культуры, но и мировой культуры в целом, потому что там находится текие дервишей. Оно единственное в Европе. Не со словом "сохранившееся", а вообще единственное на территории европейского континента текие дервишей. Его тоже можно осмотреть. Иногда даже пускают внутрь. Можно зайти в то помещение, где находились кельи для дервишей, встать на то место, где они совершали свою молитву, вращаясь на одном месте. Если вы — чувствительный человек, мы сможете почувствовать это место и ту силу молитвы, которая была там веками. 

Конечно, старый город Евпатория интересен тем, что за небольшую по продолжительности — 2-2,5 часа — экскурсию вы осматриваете храмы многих религий. Буквально в 100 метрах от мечети стоит один из крупнейших православных соборов Крыма. Также находится уникальнейшее в старом городе религиозное сооружение — единственная действующая в России Караимская кенасса. 



Караимские кенассы. Фото: tonkosti.ru

Через дорогу находится синагога. И ещё рядом находится армянская церковь. Уникальность Евпатории именно в этом. Неслучайно экскурсия по старому городу называется "Прогулки по малому Иерусалиму". Здесь понимают, что на крымской земле люди веками жили поликонфессионально, полиэтнично. И все жили в дружбе и согласии. 

— Насколько прибыльно заниматься халяльным туризмом? 

— Поскольку это всё только развивается, к сожалению, на продвижение такого редкого и уникального продукта нужно потратить достаточно времени. Но перспективы есть у этого туризма со стороны приёма иностранных туристов. Многие страны арабского мира сегодня не волнуют санкции против России, против Крыма. Поэтому есть интерес. Мы больше года занимаемся этим вопросов, рассказываем о том, что можно приехать в Крым и, как минимум, получить питание по системе халяль. И это уже вызывает интерес. Второе — в странах арабского мира такая погода, как у нас летом, в январе. Поэтому в своё лето они могут приехать к нам, от жары в лёгкую прохладу — до 30, а не до 50 градусов. Поэтому интерес есть. 

— Как давно занимаетесь этим направлением? 

— Первый раз у меня были заказы ещё при Украине, на посещение объектов исламской религии. Был заказ, были договоренности, что мы размещаем группу. И написав такой тур однажды, потом я познакомилась с представителями общественных организаций, где люди исповедуют ислам, и люди предложили совместный проект. Мне эти люди помогали тем, что консультировали меня во многих вопросах. 

Ровно два года назад я была в Казани на "Халяль экспо". Общалась с экспертами из Татарстана, кто непосредственно занимается вопросами халяль. Те, кто стоял у истоков создания стандартов халяль. Я консультировалась. А потом я и несколько сотрудников нашей фирмы проходили курсы повышения квалификации именно по стандартам халяль, принятых в России. Я сейчас могу консультировать по этим вопросам. 

— Сейчас у вас накладки получились из-за пандемии. А до неё сколько было туров? 

— Были пока что ознакомительные туры. Приезжали люди посмотреть, как это выглядит. По цене получается недёшево. Объект размещения соответствует 4 звёздам. До этого у нас были группы на 10-20 человек. Но на сегодняшний день мы сделали расчёты на небольшие группы. Если у нас группа из шести человек, то на октябрь получается примерно 56 тысяч с человека. Это недёшево. Когда мы выезжаем на экскурсии, мы заказываем обеды только в тех кафе, которые прошли сертификацию, что мне подтвердили в духовном управлении мусульман Крыма и Севастополя. Мне дали список всех кафе, которые проходили сертификацию.

— Сколько их? 

— В пределах десяти. Некоторые находятся в стадии сертификации. Перед Новым годом я ездила в Симферополь, мы с экспертом встречались по некоторым вопросам. И я в районе железнодорожного вокзала увидела кафе, на стекле был прилеплен значок халяль. Просто приклеен. Причём халяль не казанский, не тот, который выдают в Татарстане, не тот, который выдают в Крыму. Просто какой-то значок халяль. Эксперту задала вопрос: "Что это такое?" Эксперт ответил, что значок просто повесили, а вообще, они сейчас проходят сертификацию, но у них встал вопрос с выпечкой с мясной начинкой. По требованию, чтобы пройти сертификацию, мясо нужно покупать на тех бойнях, которые прошли сертификацию. Неважно, берём мы баранину, говядину или птицу. Вся халяльная продукция на порядок дороже обычной продукции. Соответственно, у них будет выпечка с мясной начинкой вдвое дороже. И вот они встали на распутье. 

— А в Севастополе есть такие заведения? 

— В Севастополе пока нет. У нас не такое большое количество людей, исповедующих ислам. И среди них не такое количество предпринимателей, которые готовы сделать свой бизнес, пойдя именно по этому пути. Хотя я общалась с московскими экспертами и проверила, оказавшись на одном мероприятии, что в Москве, допустим, есть несколько супермаркетов, где все продукты сертифицированы по системе халяль. Так вот, как говорят эксперты, порядка 60% людей, которые покупают в этих супермаркетах себе продукты питания, не являются людьми, исповедующими ислам. Они являются людьми, придерживающимися здорового образа жизни. Если бы в Севастополе открылось кафе, где действительно подавали бы халяльную еду, то клиент нашёлся бы. Я была на одном мероприятии и стала делиться тем, что теперь получила сертификат, и очень многие люди из крупных городов, кто бережёт свое здоровье, и им это позволяют материальные возможности, говорят: "Мы раз в неделю ездим. Мясо только там берём. Мы уже давно забыли про рынки. Только там покупаем". 

— Философский вопрос: почему вы решили вообще заняться этим? 

— Вопрос не философский, и у меня есть на него ответ. У крымского туризма есть маленькая нехорошая черта. Если ты придумал что-то новое, выложил это на сайт, то через пять дней уже будет точно такой же продукт без зазрения совести у твоих конкурентов. Если у них лучше налажена реклама или есть возможность больше денег в неё вложить, то они будут продавать это очень прекрасно. Я давно искала, какой бы сделать турпродукт, чтобы его было сложно повторить. Я полтора года шла к сертификации. Вместе с обществом казанских татар и башкир в Севастополе. Мы прошли этот путь вместе.

— То есть у вас эксклюзивный туристический продукт? 

— Да. Эксклюзивный туристический продукт, повторить который будет крайне сложно. На продвижение абсолютно нового, нестандартного туристического продукта уходит полтора-два года. У меня пока что прошёл год после того, как я получила сертификат, как мы начали рекламировать. Интерес есть. Люди не знают порой о том, что у нас в Крыму вообще есть ислам. Я имею в виду людей за пределами Крыма. Я даже когда в Татарстане рассказывала экспертам, они говорят, что знают, что у нас здесь есть крымские татары, но насколько древний ислам, и насколько большая у него история, многие не знают. 

— Какие регионы России, в основном, пользуются халяльным туризмом в Крыму? 

— Конечно же, Татарстан. Есть Уфа (Башкортостан). То есть регионы, где есть достаточно большое количество людей, исповедующих ислам. И как ни странно, из Москвы тоже запросы были. В Москве — достаточно большая мусульманская диаспора. Регионы и республики Северного Кавказа, если говорить о них, то интерес был, но отклика пока не было никакого. Я общалась с представителями туристической сферы и Республики Ингушетия, и Чеченской Республики. Они живут более закрыто, у них немножко другой образ жизни. Путешествия у них не настолько приняты, нежели в том же Татарстане, где люди легче на подъем. А на Северном Кавказе придётся работать, видимо, не один год. Не знаю, как это объяснить. Более домашний образ жизни. 

— Насколько перспективный такой туризм для Крыма и Севастополя? 

— В Севастополе пока нет ни одного объекта размещения, куда можно поместить людей. В Крыму есть пока один объект. Но в Крыму есть ещё люди, кто заинтересовался этой темой. 

Руслан Микаилов

43 37