"Гении места": творчество художников Приморья назвали частью мировой культуры

ср, 17 апр. 11:34


Источник www.primamedia.ru

Международная научная конференция "Дальневосточные пропилеи" (12+), посвященная 25-летию искусствоведческого образования, проходит 16-18 апреля в Дальневосточном федеральном университете. В течение трех дней 120 ученых из России, Китая и Белоруссии знакомят друг друга со своими исследованиями в области изобразительного искусства, музыки, кинематографа, музейного дела, архитектуры и дизайна, этнических культур, театра, современного визуального творчества, медиа и т.д.  Одной из самых интересных тем научных докладов стало творчество художников Приморья, отмечает ИА PrimaMedia.

Творчеству двух хорошо известных в России и за рубежом художников, чье творчество крепко связано с Приморьем, был посвящен доклад старшего научного сотрудника сектора "Современного искусства Запада" Государственного института искусствознания Илоны Лебедевой "Гении места: Владивосток глазами Олега Лошакова и Федора Морозова" (12+).

"В советское время Владивосток был закрытым городом, но для двух отечественных художников, оказавшихся здесь разными путями, он стал настоящим "окном", открывшим каждому из них собственные творческие возможности и новый мир — иную природу, характеры и образы", — отметила Илона Лебедева в преамбуле доклада. И это важное замечание.

Фото: ИА PrimaMedia

Подобно Полю Гогену, попавшему на сказочный остров Таити, наполненный тропической экзотикой, так поразившей французов, Лошаков вместе с другими художниками знаменитой "Шикотанской группы" находит свою собственную экзотику на одном из островов Курильской гряды, и далее — экзотику всего Дальнего Востока и, конечно же, Приморья, где он жил около 3 лет. В 1960 году Лошаков приехал во Владивосток по распределению и работал здесь преподавателем живописи и композиции во Владивостокском художественном училище до 1962 года. Влюбившись в природу Приморья, он постоянно ездил сюда в творческие командировки.

"Именно лошаковские картины стали для многих образом Дальнего Востока: советские люди зачастую собирали впечатления о мире и конкретных местах именно через видение художников, писателей или кинематографистов. Поэтому для части зрителей образ Дальнего Востока — это образ, созданный Олегом Лошаковым, где природа дана во всей своей изначальной мощи и неотвратимости — как судьба, где жизненный уклад — результат ежедневной проверки на прочность… При показе на выставках произведения художников на дальневосточную тему вызывали живейший отклик.

Дальневосточный герой Лошакова — человек сильный, мощь, выдержку и характер которого подпитывает сама Природа", — отметила Илона Лебедева.

При этом дальневосточная экзотика в работах Лошакова носит вполне суровый, мужской и в то же время лирический характер. Со временем вырабатывается неповторимая, легко узнаваемая лошковская манера, напоминающая "не иллюстрации повседневной жизни людей, а фрагменты их извечной истории, уходящей корнями в родное, древнее, природное и в чем-то даже мифологическое начало" (Илона Лебедева).

Фото: ИА PrimaMedia

"Рождению этого тона повествования способствовала сама фактура жизни, которую Лошаков открыл для себя на Дальнем Востоке. Все здесь кажется художнику экзотичным, вплоть до свалок: можно увидеть живописные груды железа и сочную ржавчину, распавшуюся форму и в ней же — брутальную красоту. Здесь другие люди — и в портретах художника проявляется новый типаж, полный затаенной силы", — подчеркнула докладчица.

Отход от официальной живописи с целью поиска правды жизни и способов ее передачи в живописи характерен и для творчества Федора Морозова.

"Дальневосточный культурный код Морозова" своей широтой, разнообразием цитируемых в текущем — абстрактном — периоде авторов и оригинальностью их преломления через призму собственного видения служит самобытным связующим звеном между лучшими достижениями как официального, так и неофициального искусства, изобразительной традицией уходящей эпохи и складывающейся на наших глазах эпохи новой", — замечает Илона Лебедева.

При этом обоих художников роднит то, что они своим персонажем делают "новый цвет".

"Но даже до того как абстракция начала превалировать в творчестве Морозова, именно через цвет этому блестящему колористу удавалось решить задачу объединения мотивов фигуративной живописи с абстракцией. Оба художника делают ставку на энергетику чистого цвета. В этом смысле они вписываются в контекст послевоенного экспрессивного абстракционизма — так мы находим два разных примера включения наших отечественных художников в общемировой тренд, что позволяет по-новому оценить их творческий поиск не только в рамках советской школы живописи, но и в более широком контексте развития современного искусства", — подчеркнула Илона Лебедева.

Фото: ИА PrimaMedia

От агентства отметим, что международная научная конференция "Дальневосточные пропилеи" имеет давнюю историю. Это уже 13-я конференция, которую проводит организатор искусствоведческого образования на Дальнем Востоке, лауреат медали А.С. Пушкина, президент Приморского краевого центра русской культуры, председатель Совета Ассамблеи народов Приморья, доктор искусствоведения, профессор Галина Алексеева.

Название конференции символично. Греческое слово "пропилеи" означает парадный проход, проезд, образованный портиками и колоннами. А Приморский регион — это ворота между Западом и Востоком.

По мнению организаторов конференции, "дальневосточнику важно понимать, звучит ли искусстве России "дальневосточный текст", какие культурные коды несет искусство региона, как работают дальневосточные музеи, какие результаты 25-пятилетнего образования в сфере искусства в регионе достигнуты, как чувствуют себя этнические и арктические культуры, что мы знаем о жизни выдающихся художников и музыкантов Дальнего Востока, хорошо или плохо снимают кино про Дальний Восток, как работает медиа-система региона на популяризацию тех поворотов в мышлении общества, которые транслирует искусство".